О компании

Контакты

+7 (343) 290-39-33

+7 (922) 115-30-44

+7 (922) 126-77-86

Адрес:
620014, г. Екатеринбург,
ул. 8 Марта 4, офис 319
E-mail: prioritetural@list.ru
Сайт:
prioritetural.ru

Услуги

Нужно ли заниматься качеством в условиях кризиса?

В условиях текущей экономической ситуации, когда цены растут, рубль падает, а от действий правительства не стоит ожидать многого (оно традиционно ничего не делает), руководитель или собственник предприятия может задаться таким вопросом:

«А стоит ли тратить свое время на качество, когда любой неверный шаг в условиях кризиса может привести к закрытию всего предприятия?»

Наш ответ: «Заниматься качеством необходимо, особенно если ситуация критическая».

1. Как качество продукции влияет на успешность компании

Начнем с определения качества. Качество – это степень, в которой продукция или услуга, по мнению Потребителей, свободна от недостатков. О качественной продукции предприятия можно говорить только тогда, когда за нее готовы платить деньги. Чем больше заказов, тем больше сумма прибыли – это аксиома бизнеса. Если же потенциальные покупатели считают, что продукция предприятия некачественная, и, следовательно, покупать ее не стоит, прибыли падают, благополучие предприятия оказывается под угрозой.

Более того, повышение качества продукции всегда ведет к тому, что на предприятии снижается себестоимость и растет производительность, т.е. в единицу времени предприятие выпускает больше товаров за те же самые деньги. Повышая производительность, предприятие быстрее выполняет свои заказы. Снижая себестоимость продукции, можно позволить снизить ее цену и получить приток новых покупателей. Парадоксально, но продукция более высокого качества требует меньше расходов на свой выпуск и приносит больше прибыли!

Один из самых наглядных примеров в первой половине XX века продемонстрировала «Ford Motor Company». Ее основатель Генри Форд вложил в свой бизнес всего 28 000 долларов и через два десятилетия стал одним из самых богатых людей Америки. Он обеспечивал занятость почти 30% рабочих всей страны. Форд презирал банкиров и никогда не брал кредитов, предпочитая развивать свое предприятие исключительно на заработанные средства. И все это лишь благодаря постоянной ориентированности его бизнеса на качество выпускаемой продукции. В условиях кризиса крайне актуальный опыт!

2. Стандарт ИСО 9001 и система менеджмента качества

На связь между качеством продукции и успешностью компаний обратила внимание Международная организация по стандартизации и выпустила стандарт ИСО 9001, описывающий систему менеджмента качества, т.е. систему, обеспечивающую качество продукции/услуг организации. Что предлагается в стандарте ИСО 9001? Набор требований, выполнив которые любое предприятие может достичь высокого уровня совершенства. Это гарантируется тем, что все требования были сформулированы, используя опыт успешных компаний.

Важно отличать систему менеджмента качества (СМК), существующую только в виде документов, от реально действующей системы менеджмента качества. К сожалению, даже сертификаты, полученные от солидных компаний, не всегда отражают реальность. Стремление к официальной сертификации СМК может даже навредить, если предприятие перестает ориентироваться на качество и начинает ориентироваться только на получение сертификата. Более того, некоторые сертификационные органы занимаются подготовкой предприятий к сертификации в своих же организациях, нарушая требования по независимости и непредвзятости проверяющих.

Однако проверить, действительно ли СМК организации является действующей, т.е. соответствует требованиям стандарта ИСО 9001, достаточно легко. Может ли, допустим, владелец процесса разъяснить основное содержание любого из принципов менеджмента качества? Принципы менеджмента качества – это правила успешного бизнеса, признанные успешными компаниями. Те правила, которым следовал еще Генри Форд, которым следуют такие компании как Тойота и Даймлер-Бенц, и многие другие… Подобно тому, как умение играть в шахматы не появится от приобретения значка первого разряда по шахматам, так и сертификат СМК – всего лишь бумага, если сотрудники предприятия не знают основополагающих принципов, не следуют им, не понимают, какое качество они создают и что от них требуется.

Например, более ста лет известно, что повышение эффективности путем сокращения сотрудников – это путь к разрушению предприятия. Это проверено европейской практикой, проверено американской практикой, проверено в Японии, в Южной Корее. Это было проверено и в нашей стране. Почему же в условиях кризиса предприятия с официально сертифицированной СМК, начинают «высвобождать людей»? Наверное, потому что не знают других способов повышения эффективности своей работы. А ведь обратив внимание на качество, можно наоборот увеличить выпуск востребованной продукции, которая будет настолько хорошо продаваться, что для обеспечения выполнения всех заказов не придется никого сокращать, а наоборот набирать дополнительный персонал.

3. Выгоды действующей системы менеджмента качества

Что дает действующая СМК? Одним из первых шагов по ее созданию является определение процессной модели предприятия. Просто начав работать в рамках процессного подхода, предприятие приобретает возможность увеличить свою производительность в 2-3 раза за счет изменения характера взаимодействия между процессами. Так как свойства системы на 80% зависят от взаимодействия между элементами системы (процессами), наладив хорошие взаимодействия, можно устранить огромные потери времени и материальных ресурсов.

Также одним из требований СМК являются взаимовыгодные отношения с поставщиками. При его выполнении предприятие отказывается от практики выбора поставщика, ориентируясь только на цену, т.к. поставки по самой низкой цене обычно являются некачественными и в итоге за сырье/материалы/комплектующие приходиться платить дважды, а то и трижды. Согласно требованиям ИСО 9001 предприятию следует разработать процедуру выбора поставщиков, которая позволит отбирать поставщиков, способных поставлять продукцию с наилучшими характеристиками, вовремя и по приемлемой цене.

Даже в тех случаях, когда используемые комплектующие/элементная база предприятия являются полностью импортными и их цена повышается в зависимости от курса доллара, СМК дает возможность сократить общие затраты за счет совершенствования изготовления деталей, узлов, совершенствования самого сборочного производства. Подняв производительность и снизив общие затраты на 30-50%, возможно компенсировать подорожание комплектующих импортного производства.
В целом СМК дает инструменты, с помощью которых все сотрудники и руководители предприятий могут понять, как лучше выполнять свою работу и увидеть возможности для улучшения. СМК помогает включить инициативу людей и, как правило, именно сотрудники предприятия вносят наибольший вклад в ускорение выпуска продукции.

← ◊ →

Общие итоги:

1) Повышение качества обеспечивает возможность выпускать продукцию с более низкой себестоимостью и продавать ее по более низким ценам.

2) Для того, чтобы продуманно и систематически повышать качество продукции, независимо от ситуации и особенностей предприятия, выгодно создавать систему менеджмента качества, руководствуясь требованиями, описанными в ИСО 9001. В частности, предприятия с действующей СМК, приобретают возможность ежегодно увеличивать выпуск продукции на 40-50%, не закупая нового оборудования. Просто за счет лучшей организации работы людей в системе менеджмента качества.

3) Чтобы создать действующую СМК, необходимо познакомиться с философией качества, понять, какую пользу приносят принципы менеджмента качества, в чем главное содержание требований стандарта ИСО 9001. Обсудив эти идеи применительно к конкретному предприятию, можно решить, как выгоднее создавать систему менеджмента качества.

Берсенева Л.В., Калинин Е.В.
ООО «Приоритет Урал»

23.02.2015 г.